skip to content

детство

Мое детство было замечательным во многом благодаря тому, что много времени я провел в удаленной от городов татарской деревне у бабушки Амины и дедушки Мубаракшаха. Можно сказать, что я вырос под их доброй опекой, дыша вольным воздухом необъятных полей и лугов, под высоким небом родной земли.

Однажды, я увязался за бабушкой, направлявшейся в больницу, которая находилась в соседней деревне, в трех километрах от нашей. Мы шли по тропинке, вьющейся по косогору над заливными лугами, наполненными звуками лета. Подходя к деревне, я увидел рядом с тропинкой покосившуюся и почерневшую от времени маленькую деревянную оградку. Тогда я уже знал, что так ограждают могилы. Я спросил у бабушки: «Дәү Әни, а почему эта могилка не на кладбище-зират? И почему она такая маленькая?». В ответ бабушка рассказала мне историю о том, как в голодные 20-е годы один измученный голодом мальчик-сирота тайком пробрался на мельницу и принялся слизывать мучную пыль с мельничного жернова. Кто-то из деревенских спугнул «воришку». Мальчик метнулся прочь из мельницы, но преследователь с криками побежал за ним, попутно подняв на ноги всю улицу. Всего несколько мгновений, и за сиротой бежала уже целая толпа озверевших людей.

Ослабленный голодом мальчик бежал от мельницы в сторону той деревни, в которой через много лет я провел свои счастливые и беззаботные детские годы. Он словно бы бежал ко мне, по зеленому лугу, на котором я сейчас стою... солнечный свет... легкие облака... трели жаворонков... нежные прикосновения ветра. Только маленький беглец не мог видеть и слышать ничего из этого. Бешено колотится его сердечко... хрипит горло... не хватает воздуха... ноги волочатся по земле... в глазах темнеет...

Мальчик смог пробежать по изумрудной траве залитого солнечным светом луга всего сотню метров, когда вдруг мир под его ногами закачался, потерял твердость и исчез... Ребенок упал замертво. Он даже не позвал маму, ведь он ее не знал... Возможно, его душа, выпорхнув из худенького тельца, полетела на ее поиски, пока преследователи толпились возле мертвого тела, не зная, что делать дальше.

Зашло солнце, и с минарета деревенской мечети раздался напевный призыв муэдзина, созывая правоверных на молитву...

Уже тогда печальная история произвела на меня сильное впечатление. Но когда много лет спустя до меня дошел ее подлинный смысл, я испытал потрясение. Не секрет, что в настоящее время принято идеализировать прошлое моего народа, особенно те стороны его жизни, которые относятся к религии. Каждый слышал нечто похожее на такие слова: «Были мечети, медресе, звучал азан! Эх-х, если бы не большевики, мы бы не были сейчас такими безбожными!»

Но трагический сюжет из далекого прошлого, оживший благодаря рассказу моей бабушки, свидетельствует об обратном: жители татарской деревни, те самые правоверные мусульмане, которые ходили в мечеть, читали Коран и не пропускали намазы, словом, жили в том самом идеализируемом прошлом, как один бросились в погоню за маленьким сиротой. Да. им было трудно, они голодали. Но это не оправдание тому что они совершили – насмерть загнали голодного, запуганного и никому не нужного мальчишку, через много веков после того, как нецивилизованные арабы не дали умереть от голода и незащищенности сироте по имени Мухаммад...

Где же были хваленые религиозные добродетели? Где были дух Корана и мусульманская нравственность?

Были ли они вообще?

Да, альхамдулилляh, мы сыты, обуты-одеты, и мечети в наши дни возникают одна за другой. Пожалуй, мы подадим гроши попрошайке или отвезем ненужное барахло в детдом, как же — савап! Но каковы мы будем, если вдруг нагрянет голод? Протянем ли руку помощи нуждающемуся, или вцепимся в свой кусок бульдожьей мертвой хваткой?

Ислам еще не познан нами, мы еще не пропитались Исламом. Поэтому, все еще впереди.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора